

![[livejournal.com profile]](https://www.dreamwidth.org/img/external/lj-userinfo.gif)
Война с УПА или "зелеными братьями" прибалтийских стран после 2МВ - в общем, частный и мелкий эпизод угасающей мировой войны. УПА была разгромлена очень быстро, в ходе войсковой операции по зачистке тыла Советской армии в 1944 г. Дальше шло просто медленное угасание этой структуры. В Прибалтике же или по АК на территории СССР и такой масштабной зачистки не понадобилось. По сути в лесах сидели обманувшиеся люди в ожидании прихода "американцев". Никакой военно-стратегичсекой задачи они не ставили. Войны за победу они не вели. просто сидели и ждали, постреливая по деревням и лесам советских служащих. Основной силой, сокрушившей эту партизанку, стали подразделения из местных жителей. Когда они заработали в полную силу, все эти ненавидимые проигравшими "ястребки", тогда это движение и угасло. Взаимная ненависть там была на уровне нормальной гражаднской войны. Кстати, именно потому, что органы власти в западной Беларуси и вообще в Беларуси изначально были сформированы после освобождения от немцев из бывших местных партизан, антисовесткое движение в Беларуси после войны было подавлено так быстро быстро, что даже можно спорить было оно или не было. Только этнические периферийные группировки продержались некоторое время без каких бы то ни было серьезных задач или последствий - УПА и АК.
Я сам к послевоенным антисоветским движениям отношусь терпимо. В отличие от 2МВ эта война не была войною между расовой идеологией, пытавшейся перестроить под себя Европу и антигитлеровской коалицией. Послевоенная война в лесах была столкновением скорее межэтническим и гражданским. Такие войны проходят часто и после таких войн надо спокойно искать примирения. Примирение невозможно только с традицией расовой нацистской войны. Тем не менее, помнить о том, чем были эти послевоенные войны на деле необходимо, чтобы не идеализирвоать в духе нынешнего восточно-европейского мэйнстрима "лесную" сторону: все эти движения вырезали весьма жестоко людей иных национальностей, стремились остановить послевоенную нормализацию жизни в своих регионах. Все они в конце концов выродились в движения весьма неприятного для местных жителей типа. И что особенно важно: все они были движения, не ставившими перед собою никакой иной военно-стратегической цели, кроме как дождаться нового оккупанта и свести, получив из его рук власть, счеты с теми, кто был лоялен советской власти или хотя бы хотел просто мирно жить.
Эти движения не вели войны с онтологически античеловеческой идеологией расизма, как это делали во время 2МВ антинацистсткие партизаны в силу характера самой той войны. То есть их идеология может быть воспринимаема критично, в отличие от идеологии и целей, например, советских партизан время 2МВ, где справедливость войны очевидна однозначно. Чисто структурно, это были движения радикально националистические, напоминающие фашистские в их "муссолиниевском" варианте. В случае своей победы они стремились к установлению радикальных националистических диктатур в своих странах. Собствено, потому они и потеряли массовую поддержку к концу 40-х годов и потому "ястребков" стало так много, что даже переход на западе СССР к сплошной коллективизации в 1948-49 гг. не привел к всплеску лесной войны: население массово приняло новые, советские, формы национальных государств, плюсы массового образования и советской идеологии в ее национальном варианте для каждой страны, интегрировалось в новую реальность, увидало свое удовлетворяющее место в ней, выбрало между националистическим "предложением" вариантом и советским советский вариант своего будущего.
Антисоветские партизаны-националисты просто проиграли свою войну. Самое время сейчас не делать из этих чуждых современному европейскому обществу по идеологии и целям движений героев. Если по уму, то сейчас время искать примирения со сторонниками той традиции в основном на базе покаяния их за свои зверства и признания ими ошибочности своих идей во всем их комплексе, без лицемерного выпячивания антисоветизма и замалчивания геноцидальной стороны своих идеологий. И, безусловно, преступления, которые тоже были советских властей тоже должны быть признаны и осуждены. Так же как признана и вся та положительная, как говорили раньше, созидательная роль совсетких преобрахзований в западной части СССР после 2МВ и новая для того времени геополитическая реальность, ставшая реальной историей нескольких послевоенных поколений местных народов.
Update: огромное обсуждение этого проекта на литовских Дельфях http://ru.delfi.lt/news/politics/rossij
( Read more... )