Человек промышленной сборкиЗабавно сочетание: либеральное издание, в нем - можно сказать, самая либеральная "часть" (Дэнги") и там про высокие технологии в абсолютно потребительском, правда, ключе. Все правильно: система ценностей определяет технологическую пирамиду и развитие тех или иных технологий. Либерализм и имплантанты - это прописывали еще Тоффлер с Аттали.
Интересно другое: та версия либерализма, которая распространилась в постсоцстранах, такой вот своеобразный деструктивный нигилистический микс под названием либерализма, эта вот версия почти не порождает интереса к науке и технологиям на уровне даже либеральных "мотивов". Что угодно актуально в либеральной среде - приравнивание коммунизма к нацизму, симпатии к европейски ориентированным по риторике национализмам, потребительство на уровне вещей и услуг. Но только не стимуляция любознательности, которая приводит к технологическим поискам.
Конечно, все понятно: либерализм у нас - это в основном своего рода колониальный продукт, эрзац, дубина для разрушения любых стягивающих общество культурных элементов, оставшихся от "долиберальной" "коммунистической" эпохи. Все логично. Но для реального участия в европейских, например, "процессах" эта нигилистическая версия разрушительной идеологии , как бы укравшая название совсем иной системы ценностей, не годится. Асоциальный постсоц "либерализм" не дает видеть реальность действительно либеральных обществ, с их нацеленностью на крупные технологические проекты и т.д. Это примерно как индейцы бы судили по "культуре" "конкистадоров" о реальной христианской на тот момент Европе.
Не уверен, годятся ли вообще постсоц. либеральные идеологии и группы для элементарного, просто начального диалога с Европой. Может быть, этот диалог продуктивнее выстраивать почти с нуля, минуя почти весь инструментарий и личностный "капитал" постсоветских либералов. Все равно у власти они были лишь номинально. В основном занимались разрушением социальных структур, а власть и собственность в это же время уходила к далеким от "либеральных ценностей" людям и даже идеологиям. Постсоц. либералы просто почти не понимают природы власти и практически не имеют отношения к той части общества, которая мыслит ответственно. Их нигилизм за редким исключением не породил у них самих культуры ответственности и созидания. Например, не факт, что реальный диалог с европейскими элитами надо начинать с осуждения Сталина, коммунизма и т.д. Быть может, продутивнее диалог через совместное понимание целей, например, научно-технического развития и\или проблем безопасности и взаимной выгоды от сотрудничества, как это сделано в восточной Азии.
Но такой путь диалога, конечно, возможен только, если есть способность заставить вести с собою равноправный диалог. В принципе, как раз с попытки выстроить равноправный диалог вокруг проблем глобальной безопасности начиналась и горбачевская перестройка: "Новое мышление..." - это далекий от колониального диссидентского нигилизма подход. Был возможен только пока СССР сохранял силу.
Хм.