Jan. 2nd, 2010

guralyuk: (Default)
Наше местное.

К этой дискуссии

Западное Полесье - это полоса примерно от Пинска до Бреста, св. миллиона человек. Местные диалекты на Украине обычно считаются украинскими, у нас наша свядомая публика чаще всего считает белорусскими или какой-то "переходной зоной" от белорусских к украинским.

На мой взгляд, диалекты тут украинские, но исторически и идентификационно население традиционно в основном тяготеет к государственным образованиям, где большинство населения составляет белорусоязычное население или, как сейчас, население, которое переходит от массового белорусского языка к русскому языку. На границе так часто бывает. Сейчас тут, как и везде в РБ, заканчивается процесс перехода к русскому языку. От диалектов, к сожалению, остаются лишь отдельные социальные "острова". Но процесс еще не закончился.

Интересно с культурологической точки зрения: любая попытка быстрой, особенно административной, т.е. несколько насильственной белорусизации обязательно натолкнется на западном Полесье со спровоцированном ею ростом внимания к местным диалектам. То есть спровоцирует рост украинского сепаратизма и местного автономизма. Так уже было в конце 80-начале 90-х годов. Но результатом этого "процесса" станет ориентация основной массы населения региона не на активистов каких бы то ни было националистичсеких движений, а - на русскоязычного лидера, который выступит против всех. Л. попал в эту закономерность: его традициионными регионами наибольшей поддержки является его родная Могилевская область и Брестская область, населенная в основном "западными полешуками". На выборах обычно эти области по поддержке ему лидируют.

Логика тут с одной стороны простая: наш национализм в случае своего усиления уже наначальной стадии вносит в пограничный регион тревожные конфликтные ожидания. Разумеется, основная масса населения из таких ожиданий делает выбор в пользу того, кто национализм будет подавлять. В этом плане, симпатии украинских националистов к белорусским - наивны. Любое усиление нашего национализма грозит втягиванием Украину в непростой пограничный и он же обязательно этно-конфессиональный конфликт, результатом которого будет Л. или "такой же, как Л., только еще жестче российско-ориентированный".

Еще глубже уровень: наш национализм обычно любит поиграть в католицизм. Брестская область же - опора православной церкви и протестантов.

Еще глубже - отторжение от западно-украинского типа культуры, который установиолся в ЗУ. Там и региональные противоречия Волынь-Галиция и просто отторжение от типа мышления, где подразумевается постоянная внутренняя "этно-культурная" консолидация против "иных". В ЗУ это исторически было связано с геноцидом носителей иных идентичностей: русских, поляков, евреев, украинцев-"восточников" и т.д. Перенос культуры с таким наследием в Брестскую область проблематичен. Наоборот: украинцы-мгранты с Волыни тут массово переходят к местным формам идентичности, растворяясь в местном социуме, как бы "забывая" "Бандеру" и "Шухевича". В этом смысле, кстати, Западное Полесье - это Другая Западная Украина, даже альтернативная Западная Украина. И еще не совсем понятно, какая из "западных Украин" органичнее для украинской культуры - националистически унифицированная ЗУ или же то, что мы имеем в Брестской области. Хотя, конечно, проблема украинского языка в Брестской области остается в таком случае "открытой".

Есть и польский уровень проблемы тут - противоречивого практичного использования "приграничных" возможностей, свойственного крестьянско-мещанскому здравому смыслу, и одновременно отторжения самой польской культуры.

Есть и еще один пласт: в случае роста в западном Полесье конфликтности не факт, что украинское течение будет сильнее противостоять белоруссизации, чем местный "автономизм". В 80-90-х годах местный автономизм выдвинул идею о том, что западные полешуки есть особый народ и три четверти территории этого народа, расположены на территории Украины. Разумеется, предполагалось эти части воссоединить в едином государстве "Етвызь" :) Конечно, это идея иллюзорная, но этот автономизм был тогда в Брестской области неожиданно сильнее любого иного движения. И, в общем, проблема вполне может при каких-то обстоятельствах повернуться и наоборот - переносом части конфликта из Брестской области на три соседние украинские. Не даром украинцы-мигранты в Брестской области органично сливаются с местным населением. Не так уж сильна в них украинская идентичность. Особенность любого пограничья.

С культурологической точки зрения наш национализм все таки надо описать какой-нибудь объемной работой. Что-нибудь вроде "Феномен неразвившегося традиционного восточно-европейского национализма, трансформировавшегося в деструктивную секту".

October 2017

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 12th, 2025 10:09 am
Powered by Dreamwidth Studios