Теперь партизанские отряды, подчинявшиеся ЦШПД, которые действовали против украинских полицаев ("Шухевича") под Лепелем в 42-м году.
Странное место: ключевые фигуры партизанского вдижения в Беларуси связаны именно с Лепелем: Линьков от "парашютистов", Лобанок - от партийцев... Глава Лепельского райкома партии - Владимир Лобанок - создал и возглавил там первый партизанский отряд ЦШПД, потом - всю местную партизанскую "армию" и самую крупную партизанскую зону в Беларуси. После войны был главой обкомов партии Полесского (Мозырь) и Втебского. потом - дальнейший рост. Очень известный партийный деятель после войны, один из наиболее известных партизанских командиров. Видимо, одна из ключевых фигур в партийной линии в партизанском движении на территории Беларуси. в конце концов победившей линию диверсантов-разведчиков, вроде Линькова.
Удивительно: Хоняк и его однокласник-полицай, строившие бункер Гитлера в Виннице. Уже в 42-м году под Лепелем партизаны знали о том, где этот бункер находится и его устройство хоть в самых общих чертах, хотя других пленных его строивших немцы убили.
Немец-перебежчик, сообщивший о создании нового оружия - фауст-патронов. Почему столь информированный немец оказался в 42-м году, когда немцы не испытывали необходимости в мобилизациях квалифицированных инженеров в войска в глухом Лепеле? Почему он перебежал летом (!) 42-го года (!)? Почему немец был уверен, что его информация так важна, что партизаны его отправят его с нею за линию фронта? Почему немцу поверили? Немец перебежал летом 42г. То ли до ухода Линькова в Пинскую область, то ли, скорее - после. Почему перебежал в отряд ЦШПД, а не в оставленную Линьковым группу? Случайность? Знал про агентурную сеть Линькова и шел к ней, но случайно попал к Лобанку? Лобанок перехватил часть агентурной сети Линькова? У Линькова и Лобанка были независимые агентурные сети? Линьков принципиально не смешивал свою агентуру с агентурой других партизан.
Почему Хоняк выгораживает украинцев и доказывает, что их под Лепелем не было? Он, ведь, описывает бой, описанный в мемурах самого командира украинского батальона полицаев Побегущего - нападение партизан на штаб командира всей 201-й охранной дивизии Якоби. Якоби по Побегущему как раз украинцы тогда охраняли и нападение партизан именно украинцы и отбили. Хоняк же уверенно пишет, что Якоби был убит и что он сам это видел. Может быть, просто не хочет провоцировать негативное отношение к украинцам, помня, как украинские м крестьяне спасали его во время побега из плена, не придает значения тому, украинцы стояли в 42 г. в Лепеле или не украинцы. Или что-то сознательно скрывает, связанное с украинским батальоном. Странно, что он ничего не упоминает про бунт украинского батальона в конце сентября 42-го года, когда они оставили свои гарнизоны в лесах, собрались в Лепеле, заняли оборону от партизан все вместе и отказались подписывать контракт на следующий год. Это же было для Лепеля - событие.
Что за "случайно проходившая мимо" группа Госбезопасности Флегонтова, которая сыграла главную роль "разгроме" штаба 201-й дивизии и "убийстве" генерала Якоби?
Что за агентурная сеть у Лобанка, которая была в состоянии знать заранее, когда и куда перемещается штаб дивизии во главе с самим генералом и успеть сообщить об этом партазанам заранее? Если верить Побегущему, то генерала Якоби тогда охраняли именно украинские полицаи. Похоже, внутри них кто-то, и кто-то очень информированный. Хотя не факт, конечно.
***
Конспект (на память):
И одноклассник-полицай тоже строил этот бункер. Признал, потащил в полицию, но Хоняк в полицию, значит, не пошел...
Тут нас окружили. Началась анархия. Кирпонос погиб, начальник штаба погиб, старшего командования не стало. Началась паника. Недели две пытались создать оборону, но ничего не получалось. Я к этому времени заболел малярией. Приступ был перед самой войной и как раз, когда в окружение попали. Попал в плен. Был в лагере в Кременчуге, потом перебросили в Винницу. Строили бункер Гитлера, всех, кто там был уничтожили, чтобы не было свидетелей. Мне удалось бежать. С разными приключениями прибыл на родину включился в подпольную группу и летом 1942 года вступил в партизанский отряд. До встречи с советской армией был в партизанском отряде. После штурмовал Берлин. Командовал артиллерийской противотанковой батарей. В 1946 году демобилизовался. Работал учителем, на партийной работе. Теперь отдыхаю.
Это уже, когда в Лепеле и вокруг стояли украинцы "Шухевича" (конец марта - 1.10.1942). Лето 42 - уже два отряда близ Лепеля (не считая оставленного Линьковым, про этот отряд Хоняк вообще ничего не говорит, только об отрядах ЦШПД):
Потом стали партизаны громить гарнизоны, заготовительные немецкие пункты. А немцы сожгли деревню, расстреляли всех жителей. Это навело ужас, казалось, что и нас может такое постичь. Мы не знали, что эта деревня помогала первому партизанскому отряду. Мы думали, что немцы ее сожгли просто так. Это от нас километров 20. Оказывается, там была стычка немцев с партизанами, и они эту деревню сожгли. У нас по деревням было много окруженцев. В нашей деревне больше десятка. Их немцы стали брать на учет и стали их брать насильно в полицию. Они там побудут день-два и убегут. Один убежал, записано, что он с нашей деревни, приехали немцы, собрали всех жителей у дома, где он жил и дом сожгли. Хотя он совершенно чужой человек. И я в этой куче был. У нас был такой мужик забавный. Мы решили, что нас будут расстреливать на кладбище. Так нам казалось. Он говорит: "Я крикну, а вы разбегайтесь в разные стороны. Всех не убьют." Дом сожгли, а нас распустили. Я знал, что действуют партизанские отряды. Пошел искать партизан. Главное, иду и след моего младшего брата. Подковка на сапоге отломана. Потом с ним встретились. Разыграли представление о насильном угоне в партизаны. В одну ночь, ушел я, Борис, Анна и Иван Гаврилов и Катя. Это лето 1942 года. Отряд размещался в лесу, в трех километрах от немецкого гарнизона. Жили в шалашах. Было уже тепло. Было уже два отряда. Один отряд организовал под Лепелем Лобанок, а второй в Ушачах, Дубровский. Потом объединились в бригаду Дубова, Дубровский командиром, а Лобанок - комиссаром.
Так убили тогда Якоби или не убили? По мемуарам Побегущего именно украинцы тогда его спасли, отбили партиазн. Позднее Якоби упоминается как командир той же 201-й охранной дивизии во время одной из антипартизанских опеарций 1943-го года. Часто в указаниях об убийстве Якоби есть сноска на книгу Пономаренко по партизнаской войне. Но наиболее продвинутые при этом лдают еще одну сноску, что в самой книге Пономаренко этого все атки нет :)
- Расскажите про засаду на генерала в 42-м году.
- Засада была 12 сентября 1942 года. 1 сентября громили немецкий гарнизон Каменки, а 12 сентября агентурная разведка донесла, что будет перемещаться штаб немецкой бригады с Боровки на Витебск. Решили сделать в Боровках засаду. Мимо проходила специальная группа из Госбезопасности Флегонтова. Потом они пришли в район Минска и выросли в бригаду. А тут их еще только человек пятнадцать было. Они почти все с автоматами. У нас еще сил было маловато, и многие были без оружия. План такой: засаду сделать ближе к Боровке в лесу. От Боровки заслон, и от Каменки заслон. Между этими гарнизонами километров 9. Немцы лес вдоль дороги вырубили метров на 50. Но еще древесину не вывезли. Можно было замаскироваться. Вышли на рассвете. Правый заслон - основные силы. Заминировали дорогу минами натяжного действия. Немцы утром разминировали дорогу. Прогоняют население по очереди - сегодня одна деревня, завтра другая. Впереди лошадь, каток, длинные вожжи и идет человек, а потом идет толпа, а сзади уже немцы идут. Нам надо было замаскироваться, чтобы нас не обнаружили. Лошадь прошла. Так случайно получилось, когда первая машина наехала на мину, последняя - въехала на другую. И они обе взорвались. У ребят из группы был ПТР. Так ПТРовец потом рассказывал, что просто стал считать машины. Немцев было около 80 человек. Кто-то побежал, кто-то упал. Короче говоря, погибло много. Все стало тихо. Партизан только один погиб. Решили отходить. Вдруг поднимается немец. Можно было взять живьем. Кто-то выстрелил - раз один выстрелил, то и другие стали стрелять. Подошли, а это генерал. Генерал Якоби. Карты у него были. Все это отправили за линию фронта. Много у него фотографий на фоне виселиц. Десятки фотографий. Фашист с 1930 года. Об этой операции писала газета "Правда": "Партизаны бригады Д. организовали удар из засады на дороге Лепель - Витебск". Там мемориальный знак на этом месте.
Ничего себе: о новом секретном оружии знал некий немец в Лепеле, который еще и перебежал к партиазанм. чтобы сообщить об этом Москве. По совокупности всего ощущение, что в Лепеле была точка какой-то агентурной сети, действовавшей, видимо, в абвере в интересах СССР.
Были немцы, которые добровольно переходили. С Лепеля капитан в 1942-м году, инженер военного завода, потом мобилизован был в армию. Он сообщил о том, что в Германии готовится новое секретное оружие - фаустпатроны. Предложил отправить его за фронт, чтобы все рассказать.
Почему он ничего не пишет про украинский батальон? Именно от украинцев под Лепелем вообще открещивается: не видел...? А про бригаду Радионова и Каминского пишет... Он же отвоевал как раз 42 год в общем против них ("летом 42 года под Лепелем было только два отряда".
( Весь текст воспоминаний )
Странное место: ключевые фигуры партизанского вдижения в Беларуси связаны именно с Лепелем: Линьков от "парашютистов", Лобанок - от партийцев... Глава Лепельского райкома партии - Владимир Лобанок - создал и возглавил там первый партизанский отряд ЦШПД, потом - всю местную партизанскую "армию" и самую крупную партизанскую зону в Беларуси. После войны был главой обкомов партии Полесского (Мозырь) и Втебского. потом - дальнейший рост. Очень известный партийный деятель после войны, один из наиболее известных партизанских командиров. Видимо, одна из ключевых фигур в партийной линии в партизанском движении на территории Беларуси. в конце концов победившей линию диверсантов-разведчиков, вроде Линькова.
Удивительно: Хоняк и его однокласник-полицай, строившие бункер Гитлера в Виннице. Уже в 42-м году под Лепелем партизаны знали о том, где этот бункер находится и его устройство хоть в самых общих чертах, хотя других пленных его строивших немцы убили.
Немец-перебежчик, сообщивший о создании нового оружия - фауст-патронов. Почему столь информированный немец оказался в 42-м году, когда немцы не испытывали необходимости в мобилизациях квалифицированных инженеров в войска в глухом Лепеле? Почему он перебежал летом (!) 42-го года (!)? Почему немец был уверен, что его информация так важна, что партизаны его отправят его с нею за линию фронта? Почему немцу поверили? Немец перебежал летом 42г. То ли до ухода Линькова в Пинскую область, то ли, скорее - после. Почему перебежал в отряд ЦШПД, а не в оставленную Линьковым группу? Случайность? Знал про агентурную сеть Линькова и шел к ней, но случайно попал к Лобанку? Лобанок перехватил часть агентурной сети Линькова? У Линькова и Лобанка были независимые агентурные сети? Линьков принципиально не смешивал свою агентуру с агентурой других партизан.
Почему Хоняк выгораживает украинцев и доказывает, что их под Лепелем не было? Он, ведь, описывает бой, описанный в мемурах самого командира украинского батальона полицаев Побегущего - нападение партизан на штаб командира всей 201-й охранной дивизии Якоби. Якоби по Побегущему как раз украинцы тогда охраняли и нападение партизан именно украинцы и отбили. Хоняк же уверенно пишет, что Якоби был убит и что он сам это видел. Может быть, просто не хочет провоцировать негативное отношение к украинцам, помня, как украинские м крестьяне спасали его во время побега из плена, не придает значения тому, украинцы стояли в 42 г. в Лепеле или не украинцы. Или что-то сознательно скрывает, связанное с украинским батальоном. Странно, что он ничего не упоминает про бунт украинского батальона в конце сентября 42-го года, когда они оставили свои гарнизоны в лесах, собрались в Лепеле, заняли оборону от партизан все вместе и отказались подписывать контракт на следующий год. Это же было для Лепеля - событие.
Что за "случайно проходившая мимо" группа Госбезопасности Флегонтова, которая сыграла главную роль "разгроме" штаба 201-й дивизии и "убийстве" генерала Якоби?
Что за агентурная сеть у Лобанка, которая была в состоянии знать заранее, когда и куда перемещается штаб дивизии во главе с самим генералом и успеть сообщить об этом партазанам заранее? Если верить Побегущему, то генерала Якоби тогда охраняли именно украинские полицаи. Похоже, внутри них кто-то, и кто-то очень информированный. Хотя не факт, конечно.
***
Конспект (на память):
И одноклассник-полицай тоже строил этот бункер. Признал, потащил в полицию, но Хоняк в полицию, значит, не пошел...
Тут нас окружили. Началась анархия. Кирпонос погиб, начальник штаба погиб, старшего командования не стало. Началась паника. Недели две пытались создать оборону, но ничего не получалось. Я к этому времени заболел малярией. Приступ был перед самой войной и как раз, когда в окружение попали. Попал в плен. Был в лагере в Кременчуге, потом перебросили в Винницу. Строили бункер Гитлера, всех, кто там был уничтожили, чтобы не было свидетелей. Мне удалось бежать. С разными приключениями прибыл на родину включился в подпольную группу и летом 1942 года вступил в партизанский отряд. До встречи с советской армией был в партизанском отряде. После штурмовал Берлин. Командовал артиллерийской противотанковой батарей. В 1946 году демобилизовался. Работал учителем, на партийной работе. Теперь отдыхаю.
Это уже, когда в Лепеле и вокруг стояли украинцы "Шухевича" (конец марта - 1.10.1942). Лето 42 - уже два отряда близ Лепеля (не считая оставленного Линьковым, про этот отряд Хоняк вообще ничего не говорит, только об отрядах ЦШПД):
Потом стали партизаны громить гарнизоны, заготовительные немецкие пункты. А немцы сожгли деревню, расстреляли всех жителей. Это навело ужас, казалось, что и нас может такое постичь. Мы не знали, что эта деревня помогала первому партизанскому отряду. Мы думали, что немцы ее сожгли просто так. Это от нас километров 20. Оказывается, там была стычка немцев с партизанами, и они эту деревню сожгли. У нас по деревням было много окруженцев. В нашей деревне больше десятка. Их немцы стали брать на учет и стали их брать насильно в полицию. Они там побудут день-два и убегут. Один убежал, записано, что он с нашей деревни, приехали немцы, собрали всех жителей у дома, где он жил и дом сожгли. Хотя он совершенно чужой человек. И я в этой куче был. У нас был такой мужик забавный. Мы решили, что нас будут расстреливать на кладбище. Так нам казалось. Он говорит: "Я крикну, а вы разбегайтесь в разные стороны. Всех не убьют." Дом сожгли, а нас распустили. Я знал, что действуют партизанские отряды. Пошел искать партизан. Главное, иду и след моего младшего брата. Подковка на сапоге отломана. Потом с ним встретились. Разыграли представление о насильном угоне в партизаны. В одну ночь, ушел я, Борис, Анна и Иван Гаврилов и Катя. Это лето 1942 года. Отряд размещался в лесу, в трех километрах от немецкого гарнизона. Жили в шалашах. Было уже тепло. Было уже два отряда. Один отряд организовал под Лепелем Лобанок, а второй в Ушачах, Дубровский. Потом объединились в бригаду Дубова, Дубровский командиром, а Лобанок - комиссаром.
Так убили тогда Якоби или не убили? По мемуарам Побегущего именно украинцы тогда его спасли, отбили партиазн. Позднее Якоби упоминается как командир той же 201-й охранной дивизии во время одной из антипартизанских опеарций 1943-го года. Часто в указаниях об убийстве Якоби есть сноска на книгу Пономаренко по партизнаской войне. Но наиболее продвинутые при этом лдают еще одну сноску, что в самой книге Пономаренко этого все атки нет :)
- Расскажите про засаду на генерала в 42-м году.
- Засада была 12 сентября 1942 года. 1 сентября громили немецкий гарнизон Каменки, а 12 сентября агентурная разведка донесла, что будет перемещаться штаб немецкой бригады с Боровки на Витебск. Решили сделать в Боровках засаду. Мимо проходила специальная группа из Госбезопасности Флегонтова. Потом они пришли в район Минска и выросли в бригаду. А тут их еще только человек пятнадцать было. Они почти все с автоматами. У нас еще сил было маловато, и многие были без оружия. План такой: засаду сделать ближе к Боровке в лесу. От Боровки заслон, и от Каменки заслон. Между этими гарнизонами километров 9. Немцы лес вдоль дороги вырубили метров на 50. Но еще древесину не вывезли. Можно было замаскироваться. Вышли на рассвете. Правый заслон - основные силы. Заминировали дорогу минами натяжного действия. Немцы утром разминировали дорогу. Прогоняют население по очереди - сегодня одна деревня, завтра другая. Впереди лошадь, каток, длинные вожжи и идет человек, а потом идет толпа, а сзади уже немцы идут. Нам надо было замаскироваться, чтобы нас не обнаружили. Лошадь прошла. Так случайно получилось, когда первая машина наехала на мину, последняя - въехала на другую. И они обе взорвались. У ребят из группы был ПТР. Так ПТРовец потом рассказывал, что просто стал считать машины. Немцев было около 80 человек. Кто-то побежал, кто-то упал. Короче говоря, погибло много. Все стало тихо. Партизан только один погиб. Решили отходить. Вдруг поднимается немец. Можно было взять живьем. Кто-то выстрелил - раз один выстрелил, то и другие стали стрелять. Подошли, а это генерал. Генерал Якоби. Карты у него были. Все это отправили за линию фронта. Много у него фотографий на фоне виселиц. Десятки фотографий. Фашист с 1930 года. Об этой операции писала газета "Правда": "Партизаны бригады Д. организовали удар из засады на дороге Лепель - Витебск". Там мемориальный знак на этом месте.
Ничего себе: о новом секретном оружии знал некий немец в Лепеле, который еще и перебежал к партиазанм. чтобы сообщить об этом Москве. По совокупности всего ощущение, что в Лепеле была точка какой-то агентурной сети, действовавшей, видимо, в абвере в интересах СССР.
Были немцы, которые добровольно переходили. С Лепеля капитан в 1942-м году, инженер военного завода, потом мобилизован был в армию. Он сообщил о том, что в Германии готовится новое секретное оружие - фаустпатроны. Предложил отправить его за фронт, чтобы все рассказать.
Почему он ничего не пишет про украинский батальон? Именно от украинцев под Лепелем вообще открещивается: не видел...? А про бригаду Радионова и Каминского пишет... Он же отвоевал как раз 42 год в общем против них ("летом 42 года под Лепелем было только два отряда".
( Весь текст воспоминаний )